Любовь под страхом смерти


Наверное, многие согласятся с утверждением, что страх - это фундаментальный фактор, во многом определяющий поведение человека. При этом следует различать истинный страх, как реакцию на реальную опасность, и страх иллюзорный который не идентифицируется с реальной опасностью, а создается воображением, когда человек боится какого-либо объекта (явления, события) самого по себе, только за саму возможность его существования (свершения).
Если вызвать у человека реальный страх, то он под его воздействием может выполнить определенные действия, необходимые для его преодоления: убежать от дикого зверя или отдать кошелек под приставленным к горлу ножом. Но потом страх пройдет и для того, чтобы заставить человека выполнять определенные действия (в изучаемом нами случае - отдать принадлежащие ему ресурсы) нужно возобновить чувство страха. Но это примитивно. Передачу ресурсов от одних групп людей другим надо поставить на постоянную основу, обеспечить устойчивость доступа к ресурсам других самовозобновляемым, автоматически действующим механизмом. Для этого надо вызвать иллюзорный, постоянно действующий страх перед каким-либо объектом (явлением, возможным событием). Однако, если это страх перед чем-то реально существующим, то этот страх в конце-концов может быть преодолен. Идеальным является иллюзорный страх перед чем-то таким, проверить существование которого не представляется возможным. Говоря современным языком: создать иллюзорный страх перед виртуальным объектом. Кроме того, желательно внедрить иллюзорный страх перед одним и тем же явлением (событием) в сознание большой массы людей, чтобы все они боялись одного и того же. Если этого достичь, то все они станут легко управляемы теми, кто устанавливает содержание понятий и символов, отождествляемых в сознании людей с угрожающим объектом.
Эту задачу решили мировые религии, а, точнее, поддерживающие их доктрины институты. Надо ли доказывать, что большинство религий основано на том, что человек обязан бояться Бога (или Богов)? Можно исписать тысячи страниц о различиях в нюансах, но суть от этого не изменится. Проверить существование Бога невозможно. Поэтому страх перед ним является иллюзорным страхом перед непознаваемым объектом. При этом возникает определенный порадокс. С одной стороны утверждается: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви" (Первое послание Иоанна, 4, 18). С другой стороны – внушение страха вечных адских мук в качестве расплаты за грехи. Любовь под страхом смерти. Получается, что декларируемая на поверхности любовь к Богу основана на страхе перед ним или перед последствиями собственного поведения.
Судя по оценкам ряда скрупулезных исследователей, особых успехов по внедрению страха в сознание людей достигла католическая, а в последующем – протестантская церковь.
В частности ими утверждается, что первое описанное в литературе явление массового страха относится 1000 году, когда приступ панического страха перед приходом антихриста охватил все население Западной Европы. Когда год 1000 наступил, а в полночь конец света не случился – всех охватило бурное ликование. Следующая волна коллективного страха нахлынула при приближении 1033 г. "Народ" решил, что уж ровно через тысячу лет после распятия Христа Страшный Суд непременно наступит. Но опять не случилось...
Тема Страшного суда преобладала в мистических учениях XI-XII веков. Религиозный ужас стал настолько сильным и разрушительным, что святые отцы поняли, что перестарались и западная Церковь была вынуждена пересмотреть догматы. Богословы после долгих дискуссий выработали компенсирующее страх представление о чистилище и его существование было официально утверждено в 1254 г. Папой Иннокентием IV.
Уже отсюда видно, какое значение имеет страх и кто использует его в своих интересах. Например, одним из средств ослабить религиозный страх стало установление количественной меры греха и искупления. За счет установки соответствия между числом и "тяжестью" допущенных проступков с числом оплаченных месс и величиной пожертвований матушке-церкви.
Внедренный в массовое сознание страх проявляется и во вполне светских современных обществах. В 1938 г. радиопостановка "Вторжение с Марса" транслировалась на восточные штаты США как репортаж с места событий. Население поверило, что речь идет о реальном событии, и испытало массовый приступ страха. В качестве эксперимента постановку "Вторжение с Марса" повторяли в разные годы в других странах. В ноябре 1944 г. передача вызвала массовую панику в Сантьяго де Чили. В феврале 1949 г. в столице Эквадора Кито вызванная передачей паника привела к человеческим жертвам, увечьям и сожжению здания радиостанции.
Вряд ли все это было бы возможно без столетиями внедряемой в сознание людей "культуры" страхов, фундаментом иерархии которых является иллюзорный страх перед виртуальным объектом (страх Господень).
Не собираюсь давать дихотомических оценок нужен иллюзорный страх перед виртуальным объектом в сознании людей или не нужен. Скорее всего, истина где-то посередине: кому-то нужен, а кому-то – нет. Но с точки зрения вопроса организации перераспределения ресурсов в человеческом обществе роль религий состоит в том, чтобы поддерживать людей в состоянии иллюзорного страха. Если в сознании человека лежит такой "фундаментальный" страх, то потом в него можно внедрить страхи "поменьше". Если боишься Бога - главного начальника, то бойся также царя, президента, директора и т.д. При наличии "фундаментального" страха на его основе можно выстроить иерархию страхов. Без фундамента (иллюзорного страха перед виртуальным, непознаваемым объектом) такая иерархия будет слишком шаткой. Что и показала религия "коммунизм" при ее утверждении в СССР и других странах.
Другим важным инструментом управления людьми является чувство вины. Если человек чувствует себя виновным в несоблюдении каких-то заповедей, то он уже не будет думать о том, справедливы они или нет. Если он чувствует себя виновным, то значит он их принял. А если он их принял, то нужным образом трактуя заповеди, можно направлять его поведение на решение конкретных задач. В частности, на формирование или добычу тех или иных ресурсов (в расширенном смысле) и предоставление их тем, кто взял себе право формировать и трактовать заповеди.
Следовательно, для эффективного управления поведением человеческих групп надо вызвать у всех входящих в них членов единый комплекс вины. Разные религии решают эту задачу по-разному. Наиболее изящно это решено в христианстве, которое объявляет, что только одно зачатие - Иисуса Христа - было непорочным. А раз так, то все остальные зачатия являются порочными. То есть все люди родились в грехе, поскольку были зачаты порочным способом. Таким образом, уже с момента зачатия и рождения все люди греховны и потому должны испытывать чувство вины только от того, что появились на свет. До того, как женщина первый раз совокупилась с мужчиной она "невинна". После этого она потеряла "не-винность", то есть уже стала "виновна". Реверанс в сторону Патриархата: все люди виновны, но женщины – вдвойне. Что еще тут можно добавить?