КАРИКАТУРА |
|
в живописи и графике: оттенок тона, возникающий в соотношении света и тени. Термин для обозначения всех градаций тона в пределах одного цвета. На практике дает тонкость цветовых переходов. Применяется художниками-колористами. |
|
в широком смысле: изображение, рассчитанное на комический эффект. В узком смысле: способ художественной типизации для целенаправленного подчеркивания отрицательных сторон человека или жизненного явления. Критическая оценка автора, разоблачение, осмеяние (шарж). Возможны аллегории, маски, гротесковое заострение, сквозной образ в серии. Используется в плакате, газетной и журнальной графике, в лубке. Реже - живописи и графике (Гойя), в скульптуре. |
|
произведения живописи, скульптуры и графики, имеющие самостоятельный характер. Термин произошел от "станка", на котором они создаются (в том числе мольберт). Станковое искусство получило распространение с конца 18 в. |
|
выпуклая гравюра на линолеуме или сходном с ним поверхностях, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества: лаконизм художественного языка, контрасты черного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати. |
|
технический прием, наклеивание на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Как важный элемент целого введен представителями кубизма, футуризма и дадаизма. |
ОРНАМЕНТ |
|
1. Строгая система изображения персонажей и сюжетов, связанных чаще всего с культом и ритуалом (символика, аллегория, атрибутика). 2. В искусствознании - описание и систематизация признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетов. 3. Совокупность изображений какого-либо лица (например, А.С. Пушкина) или сюжетов, а также работ одного направления в искусстве. |
|
плотные, мелкопористые, обычно белые изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Материал - глина с примесью каолина. Появился в Древнем Египте. |
|
узор, состоящий из упорядоченных элементов, предназначается для украшения утвари, оружия, текстильных изделий, мебели, книг и др. |
|
меры, обеспечивающие сохранение облика и прочности памятников истории, культуры и искусства. Может быть связана с реставрацией. Обеспечение оптимальных условий хранения в музеях и галереях (температура, влажность, состав воздуха), специальных витрин, папок и шкафов, помещение картин между стеклом и картоном. Ламинирование документов и печатных текстов. Обработка химикатами предметов из дерева, ткани, кожи. Пленка бесцветного лака на древесине, металле, стекле, кости. Ткани пропитываются клеем и натягиваются на дублирующую основу. |
|
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков. |
ТОНИРОВКА |
|
слой, нанесенный на поверхность стены, холста, доски, картона. Обеспечивает прочную связь основы и красочного слоя, создает цветовой фон и фактуру. Материал: гипс, мел, известь, белила (в монументальной живописи - цемент, глина), связанные клеем, маслами, эмульсиями. В графике - кислотоупорный слой на металлической доске, предназначенный для сохранения отдельных ее участков от воздействия кислоты. |
|
распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен. Типы: статичная и динамичная, "открытая" и "закрытая". |
|
техника, применяемая в ювелирном искусстве для украшения золотых, серебряных, медных изделий. Холодная (без обжига) и горячая. Эмаль заполняет ячейки между металлическими перегородками. Другой способ - покрытие эмалью с росписью. Украшает церковную утварь, витражи, амулеты, украшения, оружие, посуду и др. Выделилась эмалевая портретная миниатюра. |
|
обработка скульптуры из металла или гипса химическими веществами для более полного и четкого выявления пластических форм (патинирование, оксидирование). |
|
1. Объемно-пространственное изображение из гипса, дерева, пластмассы, картона и др. материалов здания, архитектурного ансамбля, города. Воспроизводится либо во всех деталях (модель), либо приблизительно. 2. В полиграфии - предварительный образец печатного издания с текстом и иллюстрациями. |
АВТОЛИТОГРАФИЯ |
|
качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению краски на грунт. Придает поверхности рельефность, в выпуклых местах дает блики. Усиливает выразительность произведения, раскрывает пластические возможности красочной массы. |
|
одна из форм народного творчества. Корни - в древних ремеслах, которые со временем стали работать на рынок. Мастерские, предприятия местной промышленности кооперируют народных мастеров. Для них характерно коллективное ручное творчество, в отдельных операциях использующее механизацию. Семейное обучение дополняется обучением в художественных школах. |
|
вид литографии, при которой изображение на камень наносит автор. В отличие от репродукционной литографии, где оригинал воспроизводится на камне мастером или механически. |
|
изображение объекта, лицом (фасадом, передней плоскостью и т.п.) прямо обращенным к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения. |
|
меры, обеспечивающие сохранение облика и прочности памятников истории, культуры и искусства. Может быть связана с реставрацией. Обеспечение оптимальных условий хранения в музеях и галереях (температура, влажность, состав воздуха), специальных витрин, папок и шкафов, помещение картин между стеклом и картоном. Ламинирование документов и печатных текстов. Обработка химикатами предметов из дерева, ткани, кожи. Пленка бесцветного лака на древесине, металле, стекле, кости. Ткани пропитываются клеем и натягиваются на дублирующую основу. |