Кривое зеркало мировой экономики


Наверное, вряд ли кто-нибудь будет спорить с утверждением о том, что в условиях рыночной экономики одним из важнейших показателей функционирования самостоятельной фирмы является прибыль. На бытовом уровне вроде бы четко понятно, что это разница между доходами и расходами. Однако на самом деле прибыль - это достаточно неопределенное понятие. Если списать затраты, оценивая их методом ЛИФО, то это будет одна величина, а если методом ФИФО - то совсем другая. Более того, можно показать, что по-разному применяя действующие инструкции по учету затрат, можно получить разные оценки их величины даже в рамках одного и того же метода списания. То есть уже в зависимости от бухгалтерского метода расчета затрат текущего периода могут быть получены разные оценки величины прибыли.
Если фирме нужно занизить прибыль, то практически всегда можно придумать и юридически корректно оформить дополнительные затраты, которые будут существовать только на бумаге. Чем и успешно пользуются многие российские компании. Если, наоборот, нужно показать, что ваша компания прибыльна, то вполне можно придумать способы завышения доходов. Например, некоторые американские компании, заключив договор (в том числе фиктивный), сразу учитывают еще только потенциально возможные доходы от его выполнения при расчете своих финансовых результатов. Хотя еще никаких операций по договору не производилось. Конечно, квалифицированные аудиторы могут выявить такого рода злоупотребления. Однако не все они могут устоять перед искушением получить хорошее вознаграждение за то, чтобы их не замечать.
Таким образом, верить показателю "прибыль" нельзя. "Profit - is opinion" (прибыль - это мнение) открыто пишут некоторые популярные западные книги по экономике. То есть прибыль - это мнение бухгалтера. И, естественно, он вынужден согласовывать его с мнением и пожеланиями топ-менеджеров. Поэтому данный показатель вполне может оказаться кривым зеркалом реального состояния дел у данного конкретного предприятия.
Для многих сторонних наблюдателей важным является показатель величины рыночной капитализации фирмы. Однако со всей определенностью можно утверждать, что этот показатель также является кривым зеркалом. Топ-менеджеры скинулись, используя свои возможности, привлекли дополнительное финансирование и стали методично скупать акции собственной фирмы. Образовался положительный тренд и акции стали широко покупаться другими участниками рынка. В результате фирма начинает выглядеть очень привлекательно. Акции становятся еще дороже и пользуются все большим спросом. Все хорошо, у всех эйфория. При этом оценка величины собственных средств растет, что расширяет возможности дополнительного кредитования. Ведь все коэффициенты платежеспособности в норме. Потом топ-менеджеры резко скинули свои акции, цена пошла вниз и в конце концов предприятие будет выглядеть уже совсем непривлекательно. Кто-нибудь готов спорить, что такой возможности не существует или она никогда не реализуется?
Но и этого мало. Многие, наверное, еще помнят, сколько в самом начале кризиса говорили о неверных оценках кредитоспособности различных компаний, присвоенных им "авторитетнейшими" мировыми рейтинговыми агентствами. Здесь уже вообще не приходится говорить о какой-либо объективности. Еще летом 2008 года "великие" американские банки, через месяц оказавшиеся банкротами, имели куда более высокие рейтинги, чем, например, наш "Сургутнефтегаз", имевший абсолютно ликвидный баланс.
Впрочем, логика в таких оценках, безусловно, есть. Великий финансовый гуру Дж. Сорос в своих книгах вполне недвусмысленно высказывал идею о том, что рынок стоит столько, сколько о нем думают его участники. Отсюда следует, что надо всеми силами стремиться к тому, чтобы большинство участников рынка думали "правильно". То есть высоко оценивали перспективы тех ценных бумаг, которыми владеют сами "гуру". Поэтому многочисленные эксперты и формировали "нужное" мнение. В специальной литературе по экономике и психологии все этого многократно описано. Однако воз и ныне там - большинство мелких вкладчиков продолжают верить в сказки "авторитетов", забывая, что у "авторитетов" всегда есть свои интересы, которые естественным образом сказываются на их прогнозах.
Пойдем дальше и посмотрим на главный индикатор уровня развития национальных экономик - валовый внутренний продукт (ВВП). Чем он больше, тем большее доверие вызывает национальная экономика. Тем более выгодны вложения в ее компании, тем больше ей можно дать в долг, тем больше можно полагаться на мнения специалистов этой страны и верить в непогрешимость ее руководителей.
Главным экономическим учителем считает себя США. Все обоснованно: у них самый большой в мире ВВП. Однако какова его структура? Только 18% ВВП США составляет промышленное производство и сельское хозяйство. Практически все остальное - это услуги. Из них примерно половина - финансовые услуги. Согласно разным оценкам от 500 млрд. до одного триллиона долларов в структуре ВВП США составляют юридические услуги. В состав ВВП США включена также так называемая приписная рента - арендная плата, которую должны были бы платить владельцы собственных домов и квартир, если бы они жили в снятом жилье. То есть в ВВП включается несуществующая арендная плата, которую американские граждане как бы "платят" самим себе. До учета приписной ренты в составе ВВП, кажется, еще никто, кроме американцев не догадался. А она по разным оценкам составляет до 10% ВВП.
Таким образом, если посмотреть непредвзято, то большая часть экономики США - это одна сплошная приписка. Предлагается гипотеза, которая при желании может быть проверена: если пересчитать "величие" экономик разных стран по методике исчисления национального дохода, принятой в СССР, то, скорее всего, окажется, что США отнюдь не самая великая в экономическом смысле держава.
Даже, если смотреть на бытовом уровне, то величие американской экономики не более чем важно раздутые щеки. Да, все мы ценим самолеты "Боинг" и операционную систему Windows. Однако все-таки большинство других всемирно известных брендов, продукцией которых пользуются миллиарды людей на всей планете, отнюдь не американского происхождения. Даже великие американские "Кока-Кола" и "Мак-Дональдс" производят большую часть своей продукции на других национальных территориях. Получается, что весь мир верит в великую американскую экономику только за то, что ее компании учат всех жить (оказывают консультационные услуги), а американские граждане много судятся друг с другом и записывают в свой доход убытки, которые они бы понесли, если бы не были собственниками своих жилищ. Поэтому, наверное, и были созданы теории постиндустриального и информационного общества, чтобы теоретически обосновать постулат о том, что наиболее надежным и высокоразвитым является то общество, которое умеет лучше всех делать приписки.
Таким образом, принимая экономические решения, миллионы людей всего мира смотрят в кривые зеркала. В результате получается известная многим нашим согражданам старшего поколения комната смеха. С единственным отличием: ее посетители в ней не смеются, а плачут. Смеются же те, кто зеркала расставил. Дальше продолжим верить, что у нас рожа крива или все-таки на зеркало попеняем?