Нужны ли таможенные пошлины?


Некоторое время назад в своих публичных выступлениях Президент поднял проблему "экономического экстаза" в котором слились работники таможни и бизнес. Однако предлагаемое решение этой проблемы путем "укрепления границ" вряд ли экономически целесообразно и, скорее всего, не сможет привести к каким-либо значимым результатам, кроме весьма значительных затрат. В то же время, существует намного более простой, чисто экономический вариант решения данной проблемы. Он состоит в следующем.
Не надо ограничивать юридических и физических лиц в попытках провезти через границу Российской Федерации НЕ ЗАПРЕЩЕННЫЕ к ввозу товары. Не надо пытаться взимать никакие таможенные пошлины и налоги непосредственно на таможне. Любая попытка осуществления таких сборов приведет к отысканию тех или иных схем уклонения от них и продолжению "экономического экстаза". Сбор соответствующих налогов должен быть перенесен "вглубь" страны, на момент реализации уже ввезенных импортных товаров. Это можно сделать за счет ввода в действие налога на продажи импортных товаров. Если его ввести для импортных товаров по дифференцированной шкале, то можно собрать таможенные пошлины и прочие налоги, взимаемые сейчас сразу при ввозе товара позже, в момент их продажи. Не перегружая таможню их исчислением и пресекая основные возможности для коррупции, открываемые нынешними правилами таможенного оформления. Пусть таможня спокойно делает свое дело, выявляя те товары, которые НЕЛЬЗЯ ввозить в РФ, а налоги пусть собирают налоговые органы тогда, когда возникает реальная ситуация купли-продажи импортных товаров через инструмент налога с продаж.
За счет ликвидации таможенных платежей и введения дифференцированного налога с продаж импортных товаров можно обеспечить:
1. гарантированный сбор налогов эквивалентных таможенным пошлинам в необходимом объеме (от платежей налога с продаж практически нельзя уклониться, как это можно сделать в отношении таможенных пошлин и НДС);
2. формальное устранение видимости преференций отечественным производителям, что является одной из проблем для вступления в ВТО (фактически их можно оставить за счет дифференциации налога на продажу различных категорий импортных товаров, но внешне это будет выглядеть как ликвидация всех таможенных барьеров иностранным поставщикам);
3. льготный режим функционирования российских импортеров, которые сильно рискуют при ввозе инновационных импортных товаров, поскольку точно не знают возможностей их сбыта и ВЫНУЖДЕНЫ завышать на них цену из-за заранее произведенных таможенных платежей;
4. реального пресечения большей части коррупции на таможне, поскольку будет изъята порождающая ее налоговая база;
5. ускорения оборота у импортеров за счет ликвидации временны'х лагов, необходимых для таможенного оформления ввозимых товаров;
6. экономии огромных объемов средств, необходимых для реализации программ "обустройства" таможни;
7. уменьшения инфляции за счет возможности снижения цен импортерами благодаря отсрочке налоговых платежей (в настоящее время таможенные платежи сразу закладываются в цену, в то время как при налоговых платежах по факту продаж потенциально не будет учитываться дисконтирование произведенных на таможне затрат по времени).
Таким образом, за счет относительно небольшой перестройки налоговой системы можно добиться позитивного эффекта даже не осуществляя больших затрат и не перегружая "проверяющие" органы большим объемом дополнительной работы по выявлению экономических преступлений.
Евгений Шуремов