Указать значение термина

МАЙОЛИКА
воск как вещество, связующее краски. Сохраняет свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. Энкаустика - горячий способ. На скипидаре - холодный способ (фаюмские портреты). Ныне используется при реставрации живописи.
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков.
1. Керамика Италии 15-17 вв. (плакетки, тарелки, посуда, панно, изразцы) с сюжетной росписью, иногда с люстром. 2. Изделия из цветной обожженной крупнопористой глины, покрытые глазурью. Преимущественно монохромная роспись по белому фону. Возможна цветная глазурь на белом или цветном фаянсе.
Композиция из стекла иди другого материала, пропускающего свет. 2. Остекление фасада (частичное или полное).
изделия из тонкой обожженной керамики, непроницаемые, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое с полированной поверхностью, с росписью. Появился в Китае в 4-6 вв. Материал - каолин (белая глина). Обычно сосуды, вазы, сервизы, статуэтки. Современное производство, наряду с модернизацией изделий, восстанавливает традиции искусства прошлых веков.
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки.
стенной безворсовый ковер с сюжетом или орнаментом, вытканный ручным способом. Рисунок создается цветными нитями (шерсть, шелк, металлические нити), плотно закрывающими основу и образующими рубчатую фактуру. Применялась во Франции с 12 в. для убранства помещений. Образец монументально-декоративного искусства.
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Виды: гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись, ковка, литье, чеканка и др. Произведения: орудия труда, постройки, домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лубок и др. В произведениях народного творчества объединяются утилитарность и эстетическое начало, культовость и мифология, древние традиции и современность. Перемены стилей происходят путем медленной эволюции, исторического отбора. Народное творчество нередко становится основой профессионального художественного творчества.
пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных целях. Патинированием называют также окраску "под бронзу" неметаллических изделий (например, гипсовых скульптур).
размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т.п. Цель как постоянной, так и временной экспозиции - дать наиболее полную информацию обо всех экспонатах с точки зрения их художественной и научной ценности. Учитывает маршрут зрителя, правила хранения, обеспечивается специальной техникой и пояснениями (экспликация).
МОДЕЛЬ
се виды и способы укрепления, восстановления поврежденных, искаженных памятников культуры (архитектура, скульптура, живопись и др.). Проводятся на основе научного исследования, специальными методами. Стремление к полному восстановлению или "улучшению" первоначального облика произведения искусства ведет к непозволительной произвольности. В современной реставрации есть три основных метода: консервация (сохранение памятника в дошедшем до нас виде), фрагментарная реставрация (например, часть помещений, часть композиции), целостная реставрация.
(изготовление медалей и монет) искусство мелкой пластики. Металлы: медь, серебро, золото и др. Необходимо вписать изображение и надписи в небольшую стандартную форму (круг, квадрат, овал, реже неправильная форма). Сюжеты: иконография, эмблемы, аллегории, орнамент. Лаконизм.
(ваяние, пластика) вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, трехмерного изображения. Чаще портрет (в том числе "ню"), реже анималистический жанр и натюрморт. Главные выразительные средства: поза, жест, рельефность, фактура, объем, пропорции. Виды: монументальная, станковая, скульптура малых форм (в том числе медали, глиптика), отчасти рельеф. Материал: глина (в том числе керамическая), воск, пластилин (лепка), камень, дерево (рубка и резьба), металлы, гипс, бетон, пластмасса (отливка), нерасплавленный металл (ковка, чеканка, сварка, резка). Возможны тонировка, раскраска, подчеркивание естественного цвета материала.
выпуклая гравюра на линолеуме или сходном с ним поверхностях, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества: лаконизм художественного языка, контрасты черного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати.
1. Натурщик, изображаемый объект. 2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения в др. материале. 3. Образец, служащий эталоном, стандартом для массового производства (в искусстве дизайна).
ПЛАСТИЧНОСТЬ
в музейном деле: тексты, помещаемые у входа в зал и содержащие сжатую информацию о принципах экспозиции, произведениях и авторе.
1. Тонкая дощечка, пластинка (деревянная, металлическая, фарфоровая, фаянсовая), на которой смешиваются краски в процессе работы. 2. Подбор цветов, характерный для живописной манеры художника.
качество произведения скульптуры, изобразительного и прикладного искусства: "скульптурность", отчетливость, объемность, выразительность, динамичность формы.
скульптурное изображение на плоскости. Иллюзия пространства и перспективы позволяет создавать сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные сюжеты. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного сооружения, как часть скульптуры, а также существует как самостоятельное произведение искусства. Виды: углубленный (койланоглиф, контррельеф), выпуклый (низкий - барельеф, высокий - горельеф).
один из видов монументального искусства. Изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.). Применяется для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Наиболее распространенный вид - инкрустация.