Указать значение термина

ОРНАМЕНТ
в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая к минимуму авторский почерк. Подготовка картины - на основе проекции фото или компьютера.
фальсификация стиля или конкретного произведения скульптуры, изобразительного, прикладного искусства. Талантливые имитаторы тщательно копируют все приемы автора, используют старые рецепты, искусственно придают готовому произведению "состарившийся" вид (патина, кракелюры, изъяны).
система соотношений цветовых тонов, преимущественно в живописи. Исторически сложились две тенденции. 1: применение ограниченного числа, а также локальных цветов, часто с символическим их значением.
художественное конструирование, создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды. Совмещает потребительские и эстетические качества предметов и объектов, предназначенных для непосредственного пользования. Учитывает оптимальную структуру и технологию изготовления.
узор, состоящий из упорядоченных элементов, предназначается для украшения утвари, оружия, текстильных изделий, мебели, книг и др.

СЛЕПОК
точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства. Получают путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса, синтетической массы. Используется в музейных экспозициях, в реставрации, в качестве учебного пособия.
свойство художественного образа, включающее величавость, возвышенность. Возможны попытки достичь монументальности через помпезность, ложную многозначительность.
вид декоративного искусства, способ художественной обработки древа, камня, кости, терракоты, лака др. Виды: объемная, рельефная, сквозная. Самостоятельная область - глиптика.
вид графики, живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стертых в порошок пигментов. Рисунок на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Следует оберегать от прикосновений. Красочный слой иногда закрепляют особым фиксативом.
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки.

ТОНИРОВКА
обработка скульптуры из металла или гипса химическими веществами для более полного и четкого выявления пластических форм (патинирование, оксидирование).
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки.
распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен. Типы: статичная и динамичная, "открытая" и "закрытая".
технический прием, наклеивание на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Как важный элемент целого введен представителями кубизма, футуризма и дадаизма.
в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая к минимуму авторский почерк. Подготовка картины - на основе проекции фото или компьютера.

МУЛЯЖ
вид графики, включающий разные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Виды: литография (плоская, без гравирования), выпуклая гравюра (все лишнее углубляется и краска наносится на возвышения: ксилография на дереве, линогравюра на линолеуме), углубленная гравюра (рисунок углубляется и краска наносится в углубления: офорт с химическим вытравливанием, "сухая игла" процарапывает прямо по доске). Другие техники: акватинта (протравливание сквозь порошок), пунктир (точечная), лавис (рисование кислотой). В ХХ в. в качестве основы - пластик, оргстекло. Одноцветная (монохромная) и цветная (полихромная) гравюры. "Бархатистость" офорта, четкие контрасты ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры. Небольшое число оттисков. Раскрашивание вручную - иллюминирование.
изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - линии, штриха, пятна. Их сочетания дают пластическую моделировку, тональные и светотеневые эффекты. Как правило, выполняется одним цветом либо ограниченным их числом. Технология: сухие и жидкие красящие вещества. Сухие: уголь, графитный карандаш, сангина (красный мел). Жидкие: тушь, сепия, чернила. Основа: пергамент, бумага. Сферы применения: наука, техника, прикладные задачи, искусство. Основа программы художественного образования. Художественный рисунок лежит в основе всех видов изображения. Разновидности: набросок, этюд, эскиз. Все они могут иметь высокую эстетическую ценность. Как самостоятельное произведение - жанр графики. Быстро исполненные - кроки; тщательно законченные и проработанные в деталях, приближающиеся к живописи и графическим листам.
произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Живописный, скульптурный, графический этюд является подготовительным материалом для дальнейшей работы. Может представлять самостоятельную художественную ценность.
1. Слепок с лица (маска), с руки. 2. Серийное повторение классической скульптуры для учебных целей.
небольшое по размеру изображение на полях гравюры. "Проба пера", испытание инструмента в начале работы над гравюрной доской. Иногда имеет самостоятельное значение, дополняя основное изображение.