ПАЛИТРА |
|
подготовительная стадия работы над картиной. Обычно прорабатываются в одном тоне светотень, очертания предметов и фигур. Выполняется в два или несколько цветов с расчетом на просвечивание их через новые тонкие слои красок. Многослойная живопись с подмалевком и лессировкой уступила в 20 в. место технике алла прима. |
|
1. Тонкая дощечка, пластинка (деревянная, металлическая, фарфоровая, фаянсовая), на которой смешиваются краски в процессе работы. 2. Подбор цветов, характерный для живописной манеры художника. |
|
узор, состоящий из упорядоченных элементов, предназначается для украшения утвари, оружия, текстильных изделий, мебели, книг и др. |
|
тип поверхности художественного произведения или ее обработки. В живописи - тип красочного слоя, например, "открытая" (широкий мазок, неровный слой краски) и "скрытая" (гладкая). В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и др. Намеренное усложнение фактуры - коллаж, введение в красочный слой опилок, песка. Фактура - одно из средств выразительности. |
|
1. Строгая система изображения персонажей и сюжетов, связанных чаще всего с культом и ритуалом (символика, аллегория, атрибутика). 2. В искусствознании - описание и систематизация признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетов. 3. Совокупность изображений какого-либо лица (например, А.С. Пушкина) или сюжетов, а также работ одного направления в искусстве. |
ПАТИНА |
|
разновидность карикатуры. Сатирическое и юмористическое (дружеский шарж) портретное изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты наиболее характерные черты модели. |
|
Композиция из стекла иди другого материала, пропускающего свет. 2. Остекление фасада (частичное или полное). |
|
тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления. Лессировкой заканчивалось исполнение картин в 16-19 вв. |
|
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков. |
|
пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных целях. Патинированием называют также окраску "под бронзу" неметаллических изделий (например, гипсовых скульптур). |
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ |
|
се виды и способы укрепления, восстановления поврежденных, искаженных памятников культуры (архитектура, скульптура, живопись и др.). Проводятся на основе научного исследования, специальными методами. Стремление к полному восстановлению или "улучшению" первоначального облика произведения искусства ведет к непозволительной произвольности. В современной реставрации есть три основных метода: консервация (сохранение памятника в дошедшем до нас виде), фрагментарная реставрация (например, часть помещений, часть композиции), целостная реставрация. |
|
свойство художественного образа, включающее величавость, возвышенность. Возможны попытки достичь монументальности через помпезность, ложную многозначительность. |
|
воск как вещество, связующее краски. Сохраняет свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. Энкаустика - горячий способ. На скипидаре - холодный способ (фаюмские портреты). Ныне используется при реставрации живописи. |
|
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков. |
|
в искусстве: художественное направление, течение, представленное группой учеников какого-либо художника, либо группой близких по творческим принципам художников. Имеет географические и хронологические границы. |
ФРОНТАЛЬНОСТЬ |
|
изображение объекта, лицом (фасадом, передней плоскостью и т.п.) прямо обращенным к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения. |
|
(тектоника) структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры, объемным произведениям декоративно-прикладного искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных элементов. |
|
внутренние подразделения вида искусства. По предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, натюрморт, исторический, анималистический и др. Дальнейшая дифференциация жанров. Например, портретного жанра: по назначению (парадный, камерный, интимный), по отношению к изображаемому на портрете (шарж, карикатура), по принадлежности (автопортрет). Дифференциация пейзажа - урбанистический (городской), сельский, морской (марина). Возможен синтез жанров. |
|
система изображения объемных тел на плоскости, передающая их расположение в пространстве, в том числе удаленность от зрителя. В зависимости от стиля перспектива принимает различные формы, в том числе классическую (правильная, научная) или искаженную. Перспективная живопись - особое направление в искусстве, цель которого подчеркнуть перспективу как эффектное средство изображения произведений архитектуры. |
|
1. Слепок с лица (маска), с руки. 2. Серийное повторение классической скульптуры для учебных целей. |