Указать значение термина

ЭСТАМП
литографический или гравюрный отпечаток, являющийся станковым произведением графики.
пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных целях. Патинированием называют также окраску "под бронзу" неметаллических изделий (например, гипсовых скульптур).
включает: рисунок, акварель, гравюру. Жанры: плакат, иллюстрация, миниатюра, лубок, карикатура, экслибрис, этикетка, товарный знак. Средства: контурная линия, штрих, точка, пятно (черные, цветные). Техники: акварель, гуашь, пастель, темпера, карандаш, все виды гравюры. Особенности: "воздух белого листа", лаконизм, плоскостность.
вид графики, произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Обычно - полиграфическое воспроизведение созданного художником оригинала (живописного, графического, компьютерного). Должен восприниматься на большом расстоянии. Часто используются метафоры, общепонятные символы, обобщение формы предметов и объектов. Возможен текст, особые шрифты, яркое условное цветовое решение, фотомонтаж.
вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Средства: цвет, рисунок, светотень, выразительность мазка, фактура основы, композиция. Виды: монументально-декоративная (стенная роспись, плафон, панно), станковая (картины), декорационная (эскизы театральных декораций и костюмов), иконопись, миниатюра, диорама, панорама. По веществу, связывающему пигмент (краску): масляная, акварель, гуашь, тушь, пастель, темпера, клеевая, восковая, эмали, а также фреска и секко (водная и сухая краска по штукатурке). Примыкают: мозаика, витраж. Основа: холст, бумага, дерево, картон, камень, стекло, металл и др., предварительно покрытые грунтом. Красочный слой может быть покрыт лаком.
МЕДАЛЬОН
вид графики, включающий разные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Виды: литография (плоская, без гравирования), выпуклая гравюра (все лишнее углубляется и краска наносится на возвышения: ксилография на дереве, линогравюра на линолеуме), углубленная гравюра (рисунок углубляется и краска наносится в углубления: офорт с химическим вытравливанием, "сухая игла" процарапывает прямо по доске). Другие техники: акватинта (протравливание сквозь порошок), пунктир (точечная), лавис (рисование кислотой). В ХХ в. в качестве основы - пластик, оргстекло. Одноцветная (монохромная) и цветная (полихромная) гравюры. "Бархатистость" офорта, четкие контрасты ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры. Небольшое число оттисков. Раскрашивание вручную - иллюминирование.
технический прием, наклеивание на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Как важный элемент целого введен представителями кубизма, футуризма и дадаизма.
подготовительная стадия работы над картиной. Обычно прорабатываются в одном тоне светотень, очертания предметов и фигур. Выполняется в два или несколько цветов с расчетом на просвечивание их через новые тонкие слои красок. Многослойная живопись с подмалевком и лессировкой уступила в 20 в. место технике алла прима.
произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов. В основном - портретный жанр. Разновидность миниатюры - живопись лаком, маслом или темперой на поверхности небольших лаковых изделий (лаки). Книжная миниатюра - сделанные от руки рисунки карандашом, пером, кистью в рукописных книгах (иллюстрации, заставки).
1. Композиция в овальном или круглом оформлении, применяется в декорировании зданий, мебели (лепной или резной рельеф, роспись, мозаика). 2. Ювелирное украшение в виде круглой или овальной коробочки с цепочкой, которое одновременно служит для хранения миниатюрного портрета или реликвии.
ЛОКАЛЬНЫЙ ЦВЕТ
народная картинка, произведение графики, отличающееся доходчивостью образа и предназначенное для массового распространения. Средства: грубоватый штрих, яркая раскраска, серийность, книжки-картинки, пояснительные надписи, наглядность, нравоучительность. Исполняется народными мастерами. Профессиональная графика использует элементы и приемы лубка.
область монументального искусства. Композиции или орнаменты, исполненные красками на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на поверхности архитектурного сооружения. Средства: фреска, клеевая живопись, темпера, восковая живопись, масляная живопись, иногда мозаика и граффити (рисунок с помощью пульверизатора). Часто стенная роспись помещается на фронтоне, фасаде здания или на центральной стене зала. Может нести идеологический, религиозный, социальный смысл. Иллюзорное расширение пространства. Вытеснялась витражами, зеркалами, шпалерами (стенной безворсовый ковер), обоями.
выпуклая гравюра на линолеуме или сходном с ним поверхностях, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества: лаконизм художественного языка, контрасты черного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати.
(тектоника) структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры, объемным произведениям декоративно-прикладного искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных элементов.
в живописи: цвет, лишенный оттенков. Средневековье, ранее Возрождение, классицизм, экспрессионизм, кубизм. Отвергнут импрессионизмом.
РЕЛЬЕФ
скульптурное изображение на плоскости. Иллюзия пространства и перспективы позволяет создавать сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные сюжеты. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного сооружения, как часть скульптуры, а также существует как самостоятельное произведение искусства. Виды: углубленный (койланоглиф, контррельеф), выпуклый (низкий - барельеф, высокий - горельеф).
вид графики, произведение искусства, выполненное в агитационных, рекламных или учебных целях. Обычно - полиграфическое воспроизведение созданного художником оригинала (живописного, графического, компьютерного). Должен восприниматься на большом расстоянии. Часто используются метафоры, общепонятные символы, обобщение формы предметов и объектов. Возможен текст, особые шрифты, яркое условное цветовое решение, фотомонтаж.
область монументального искусства. Композиции или орнаменты, исполненные красками на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на поверхности архитектурного сооружения. Средства: фреска, клеевая живопись, темпера, восковая живопись, масляная живопись, иногда мозаика и граффити (рисунок с помощью пульверизатора). Часто стенная роспись помещается на фронтоне, фасаде здания или на центральной стене зала. Может нести идеологический, религиозный, социальный смысл. Иллюзорное расширение пространства. Вытеснялась витражами, зеркалами, шпалерами (стенной безворсовый ковер), обоями.
(пространственные) понятие, объединяющее виды искусства, чьи произведения существуют в пространстве, не изменяясь во времени. Изобразительные искусства: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, фотоискусство. Неизобразительные искусства: архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. Границы между ними не абсолютны. Пластические искусства включаются во временные (театр, кино, музыка), используют вербальное искусство (слово, буква).
декорировка изделий и зданий изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.д., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету и материалу. Иногда материалы одинаковы: дерево по дереву (интарсия), металл по металлу (насечка), камень по камню.