ОРНАМЕНТ |
|
в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая к минимуму авторский почерк. Подготовка картины - на основе проекции фото или компьютера. |
|
фальсификация стиля или конкретного произведения скульптуры, изобразительного, прикладного искусства. Талантливые имитаторы тщательно копируют все приемы автора, используют старые рецепты, искусственно придают готовому произведению "состарившийся" вид (патина, кракелюры, изъяны). |
|
система соотношений цветовых тонов, преимущественно в живописи. Исторически сложились две тенденции. 1: применение ограниченного числа, а также локальных цветов, часто с символическим их значением. |
|
художественное конструирование, создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды. Совмещает потребительские и эстетические качества предметов и объектов, предназначенных для непосредственного пользования. Учитывает оптимальную структуру и технологию изготовления. |
|
узор, состоящий из упорядоченных элементов, предназначается для украшения утвари, оружия, текстильных изделий, мебели, книг и др. |
СЛЕПОК |
|
точная копия произведения скульптуры, прикладного искусства. Получают путем снятия с оригинала формы и заливки в нее гипса, синтетической массы. Используется в музейных экспозициях, в реставрации, в качестве учебного пособия. |
|
свойство художественного образа, включающее величавость, возвышенность. Возможны попытки достичь монументальности через помпезность, ложную многозначительность. |
|
вид декоративного искусства, способ художественной обработки древа, камня, кости, терракоты, лака др. Виды: объемная, рельефная, сквозная. Самостоятельная область - глиптика. |
|
вид графики, живопись сухими, мягкими цветными карандашами без оправы, спрессованными из стертых в порошок пигментов. Рисунок на шероховатой бумаге, картоне, грунтованном холсте, замше, пергаменте. Следует оберегать от прикосновений. Красочный слой иногда закрепляют особым фиксативом. |
|
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки. |
ТОНИРОВКА |
|
обработка скульптуры из металла или гипса химическими веществами для более полного и четкого выявления пластических форм (патинирование, оксидирование). |
|
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки. |
|
распределение предметов и фигур в пространстве, соотношение объемов, света, тени, пятен. Типы: статичная и динамичная, "открытая" и "закрытая". |
|
технический прием, наклеивание на основу материалов, отличающихся от нее по цвету и фактуре. Как важный элемент целого введен представителями кубизма, футуризма и дадаизма. |
|
в живописи: фотореализм, имитация фотографии, сводящая к минимуму авторский почерк. Подготовка картины - на основе проекции фото или компьютера. |
МУЛЯЖ |
|
вид графики, включающий разные способы ручной обработки "досок" и печатания с них оттисков. Виды: литография (плоская, без гравирования), выпуклая гравюра (все лишнее углубляется и краска наносится на возвышения: ксилография на дереве, линогравюра на линолеуме), углубленная гравюра (рисунок углубляется и краска наносится в углубления: офорт с химическим вытравливанием, "сухая игла" процарапывает прямо по доске). Другие техники: акватинта (протравливание сквозь порошок), пунктир (точечная), лавис (рисование кислотой). В ХХ в. в качестве основы - пластик, оргстекло. Одноцветная (монохромная) и цветная (полихромная) гравюры. "Бархатистость" офорта, четкие контрасты ксилографии, мягкие светотеневые нюансы литографии, декоративная броскость линогравюры. Небольшое число оттисков. Раскрашивание вручную - иллюминирование. |
|
изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - линии, штриха, пятна. Их сочетания дают пластическую моделировку, тональные и светотеневые эффекты. Как правило, выполняется одним цветом либо ограниченным их числом. Технология: сухие и жидкие красящие вещества. Сухие: уголь, графитный карандаш, сангина (красный мел). Жидкие: тушь, сепия, чернила. Основа: пергамент, бумага. Сферы применения: наука, техника, прикладные задачи, искусство. Основа программы художественного образования. Художественный рисунок лежит в основе всех видов изображения. Разновидности: набросок, этюд, эскиз. Все они могут иметь высокую эстетическую ценность. Как самостоятельное произведение - жанр графики. Быстро исполненные - кроки; тщательно законченные и проработанные в деталях, приближающиеся к живописи и графическим листам. |
|
произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Живописный, скульптурный, графический этюд является подготовительным материалом для дальнейшей работы. Может представлять самостоятельную художественную ценность. |
|
1. Слепок с лица (маска), с руки. 2. Серийное повторение классической скульптуры для учебных целей. |
|
небольшое по размеру изображение на полях гравюры. "Проба пера", испытание инструмента в начале работы над гравюрной доской. Иногда имеет самостоятельное значение, дополняя основное изображение. |