Указать значение термина

АЛЬ-ПРИМА
включает: рисунок, акварель, гравюру. Жанры: плакат, иллюстрация, миниатюра, лубок, карикатура, экслибрис, этикетка, товарный знак. Средства: контурная линия, штрих, точка, пятно (черные, цветные). Техники: акварель, гуашь, пастель, темпера, карандаш, все виды гравюры. Особенности: "воздух белого листа", лаконизм, плоскостность.
обработка скульптуры из металла или гипса химическими веществами для более полного и четкого выявления пластических форм (патинирование, оксидирование).
живопись с быстрыми, смелыми мазками. Картина выполнена за один сеанс, без высыхания красок.
в живописи и графике: оттенок тона, возникающий в соотношении света и тени. Термин для обозначения всех градаций тона в пределах одного цвета. На практике дает тонкость цветовых переходов. Применяется художниками-колористами.
подготовительная стадия работы над картиной. Обычно прорабатываются в одном тоне светотень, очертания предметов и фигур. Выполняется в два или несколько цветов с расчетом на просвечивание их через новые тонкие слои красок. Многослойная живопись с подмалевком и лессировкой уступила в 20 в. место технике алла прима.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, украшения. Материал: металл, дерево, текстиль, керамика, пластмасса, стекло. Техника: резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка. Связана с местными этническими, национальными, временными, социальными особенностями жизни. Эстетизация быта. Одновременное решение практических и художественных задач.
изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - линии, штриха, пятна. Их сочетания дают пластическую моделировку, тональные и светотеневые эффекты. Как правило, выполняется одним цветом либо ограниченным их числом. Технология: сухие и жидкие красящие вещества. Сухие: уголь, графитный карандаш, сангина (красный мел). Жидкие: тушь, сепия, чернила. Основа: пергамент, бумага. Сферы применения: наука, техника, прикладные задачи, искусство. Основа программы художественного образования. Художественный рисунок лежит в основе всех видов изображения. Разновидности: набросок, этюд, эскиз. Все они могут иметь высокую эстетическую ценность. Как самостоятельное произведение - жанр графики. Быстро исполненные - кроки; тщательно законченные и проработанные в деталях, приближающиеся к живописи и графическим листам.
гравюра, в которой печатную форму на дереве, линолеуме или металле выполняет автор.
один из видов монументального искусства. Изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.). Применяется для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Наиболее распространенный вид - инкрустация.
1. Слепок с лица (маска), с руки. 2. Серийное повторение классической скульптуры для учебных целей.
ГЕММА
декорировка изделий и зданий изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.д., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету и материалу. Иногда материалы одинаковы: дерево по дереву (интарсия), металл по металлу (насечка), камень по камню.
драгоценный камень с врезанными (инталия) или выпуклыми (камея) изображениями. В древности - печати, ныне - броши и перстни.
многокрасочная литография, применявшаяся в 19 в. для воспроизведения масляных картин. В 20 в. вытеснена офсетной печатью.
разновидность карикатуры. Сатирическое и юмористическое (дружеский шарж) портретное изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты наиболее характерные черты модели.
орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на архитектурных сооружениях, на изделиях декоративно-прикладного искусства.
ФАЯНС
произведение, выполненное с натуры с целью ее изучения. Живописный, скульптурный, графический этюд является подготовительным материалом для дальнейшей работы. Может представлять самостоятельную художественную ценность.
1. Строгая система изображения персонажей и сюжетов, связанных чаще всего с культом и ритуалом (символика, аллегория, атрибутика). 2. В искусствознании - описание и систематизация признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетов. 3. Совокупность изображений какого-либо лица (например, А.С. Пушкина) или сюжетов, а также работ одного направления в искусстве.
качество произведения скульптуры, изобразительного и прикладного искусства: "скульптурность", отчетливость, объемность, выразительность, динамичность формы.
1. Керамика Италии 15-17 вв. (плакетки, тарелки, посуда, панно, изразцы) с сюжетной росписью, иногда с люстром. 2. Изделия из цветной обожженной крупнопористой глины, покрытые глазурью. Преимущественно монохромная роспись по белому фону. Возможна цветная глазурь на белом или цветном фаянсе.
плотные, мелкопористые, обычно белые изделия тонкой керамики, покрытые глазурью. Материал - глина с примесью каолина. Появился в Древнем Египте.