Указать значение термина

ПАЛИТРА
подготовительная стадия работы над картиной. Обычно прорабатываются в одном тоне светотень, очертания предметов и фигур. Выполняется в два или несколько цветов с расчетом на просвечивание их через новые тонкие слои красок. Многослойная живопись с подмалевком и лессировкой уступила в 20 в. место технике алла прима.
1. Тонкая дощечка, пластинка (деревянная, металлическая, фарфоровая, фаянсовая), на которой смешиваются краски в процессе работы. 2. Подбор цветов, характерный для живописной манеры художника.
узор, состоящий из упорядоченных элементов, предназначается для украшения утвари, оружия, текстильных изделий, мебели, книг и др.
тип поверхности художественного произведения или ее обработки. В живописи - тип красочного слоя, например, "открытая" (широкий мазок, неровный слой краски) и "скрытая" (гладкая). В скульптуре и декоративно-прикладном искусстве - полированная, шероховатая и др. Намеренное усложнение фактуры - коллаж, введение в красочный слой опилок, песка. Фактура - одно из средств выразительности.
1. Строгая система изображения персонажей и сюжетов, связанных чаще всего с культом и ритуалом (символика, аллегория, атрибутика). 2. В искусствознании - описание и систематизация признаков, принятых при изображении персонажей и сюжетов. 3. Совокупность изображений какого-либо лица (например, А.С. Пушкина) или сюжетов, а также работ одного направления в искусстве.

ПАТИНА
разновидность карикатуры. Сатирическое и юмористическое (дружеский шарж) портретное изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства подчеркнуты наиболее характерные черты модели.
Композиция из стекла иди другого материала, пропускающего свет. 2. Остекление фасада (частичное или полное).
тонкие прозрачные или полупрозрачные слои красок, которые наносятся на просохшие или полупросохшие красочные слои, чтобы изменить колорит, добиться его усиления, ослабления. Лессировкой заканчивалось исполнение картин в 16-19 вв.
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков.
пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных целях. Патинированием называют также окраску "под бронзу" неметаллических изделий (например, гипсовых скульптур).

МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ
се виды и способы укрепления, восстановления поврежденных, искаженных памятников культуры (архитектура, скульптура, живопись и др.). Проводятся на основе научного исследования, специальными методами. Стремление к полному восстановлению или "улучшению" первоначального облика произведения искусства ведет к непозволительной произвольности. В современной реставрации есть три основных метода: консервация (сохранение памятника в дошедшем до нас виде), фрагментарная реставрация (например, часть помещений, часть композиции), целостная реставрация.
свойство художественного образа, включающее величавость, возвышенность. Возможны попытки достичь монументальности через помпезность, ложную многозначительность.
воск как вещество, связующее краски. Сохраняет свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. Энкаустика - горячий способ. На скипидаре - холодный способ (фаюмские портреты). Ныне используется при реставрации живописи.
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков.
в искусстве: художественное направление, течение, представленное группой учеников какого-либо художника, либо группой близких по творческим принципам художников. Имеет географические и хронологические границы.

ФРОНТАЛЬНОСТЬ
изображение объекта, лицом (фасадом, передней плоскостью и т.п.) прямо обращенным к зрителю. Фронтальности обычно сопутствует плоскостная манера изображения.
(тектоника) структурные закономерности, присущие конструкции здания, скульптуры, объемным произведениям декоративно-прикладного искусства. Пропорции, цветовой строй, соотношение главных и второстепенных элементов.
внутренние подразделения вида искусства. По предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, натюрморт, исторический, анималистический и др. Дальнейшая дифференциация жанров. Например, портретного жанра: по назначению (парадный, камерный, интимный), по отношению к изображаемому на портрете (шарж, карикатура), по принадлежности (автопортрет). Дифференциация пейзажа - урбанистический (городской), сельский, морской (марина). Возможен синтез жанров.
система изображения объемных тел на плоскости, передающая их расположение в пространстве, в том числе удаленность от зрителя. В зависимости от стиля перспектива принимает различные формы, в том числе классическую (правильная, научная) или искаженную. Перспективная живопись - особое направление в искусстве, цель которого подчеркнуть перспективу как эффектное средство изображения произведений архитектуры.
1. Слепок с лица (маска), с руки. 2. Серийное повторение классической скульптуры для учебных целей.