МАЙОЛИКА |
|
воск как вещество, связующее краски. Сохраняет свежесть колорита, плотность и фактуру красочного слоя. Энкаустика - горячий способ. На скипидаре - холодный способ (фаюмские портреты). Ныне используется при реставрации живописи. |
|
гравюра на дереве. Изображение отпечатывается с плоской поверхности доски, покрытой краской. Углубления между рисунком наносятся штихелем. Формы выдерживают до 15 тыс. оттисков. |
|
1. Керамика Италии 15-17 вв. (плакетки, тарелки, посуда, панно, изразцы) с сюжетной росписью, иногда с люстром. 2. Изделия из цветной обожженной крупнопористой глины, покрытые глазурью. Преимущественно монохромная роспись по белому фону. Возможна цветная глазурь на белом или цветном фаянсе. |
|
Композиция из стекла иди другого материала, пропускающего свет. 2. Остекление фасада (частичное или полное). |
|
изделия из тонкой обожженной керамики, непроницаемые, обычно белые, звонкие, просвечивающие в тонком слое с полированной поверхностью, с росписью. Появился в Китае в 4-6 вв. Материал - каолин (белая глина). Обычно сосуды, вазы, сервизы, статуэтки. Современное производство, наряду с модернизацией изделий, восстанавливает традиции искусства прошлых веков. |
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО |
|
керамические неглазурованные изделия из обожженной глины, имеющие утилитарное значение: посуда, вазы, игрушки, изразцы, облицовочные плитки. В скульптуре - мелкая пластика, бюсты, статуэтки. |
|
стенной безворсовый ковер с сюжетом или орнаментом, вытканный ручным способом. Рисунок создается цветными нитями (шерсть, шелк, металлические нити), плотно закрывающими основу и образующими рубчатую фактуру. Применялась во Франции с 12 в. для убранства помещений. Образец монументально-декоративного искусства. |
|
архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Виды: гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись, ковка, литье, чеканка и др. Произведения: орудия труда, постройки, домашняя утварь, одежда и ткани, игрушки, лубок и др. В произведениях народного творчества объединяются утилитарность и эстетическое начало, культовость и мифология, древние традиции и современность. Перемены стилей происходят путем медленной эволюции, исторического отбора. Народное творчество нередко становится основой профессионального художественного творчества. |
|
пленка различных оттенков, образующаяся на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла под воздействием среды либо в результате патинирования. Патинирование создается для предохранения произведения или в декоративных целях. Патинированием называют также окраску "под бронзу" неметаллических изделий (например, гипсовых скульптур). |
|
размещение в выставочных и музейных помещениях или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, памятников материальной культуры, исторических документов и т.п. Цель как постоянной, так и временной экспозиции - дать наиболее полную информацию обо всех экспонатах с точки зрения их художественной и научной ценности. Учитывает маршрут зрителя, правила хранения, обеспечивается специальной техникой и пояснениями (экспликация). |
МОДЕЛЬ |
|
се виды и способы укрепления, восстановления поврежденных, искаженных памятников культуры (архитектура, скульптура, живопись и др.). Проводятся на основе научного исследования, специальными методами. Стремление к полному восстановлению или "улучшению" первоначального облика произведения искусства ведет к непозволительной произвольности. В современной реставрации есть три основных метода: консервация (сохранение памятника в дошедшем до нас виде), фрагментарная реставрация (например, часть помещений, часть композиции), целостная реставрация. |
|
(изготовление медалей и монет) искусство мелкой пластики. Металлы: медь, серебро, золото и др. Необходимо вписать изображение и надписи в небольшую стандартную форму (круг, квадрат, овал, реже неправильная форма). Сюжеты: иконография, эмблемы, аллегории, орнамент. Лаконизм. |
|
(ваяние, пластика) вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, трехмерного изображения. Чаще портрет (в том числе "ню"), реже анималистический жанр и натюрморт. Главные выразительные средства: поза, жест, рельефность, фактура, объем, пропорции. Виды: монументальная, станковая, скульптура малых форм (в том числе медали, глиптика), отчасти рельеф. Материал: глина (в том числе керамическая), воск, пластилин (лепка), камень, дерево (рубка и резьба), металлы, гипс, бетон, пластмасса (отливка), нерасплавленный металл (ковка, чеканка, сварка, резка). Возможны тонировка, раскраска, подчеркивание естественного цвета материала. |
|
выпуклая гравюра на линолеуме или сходном с ним поверхностях, по технике близкая к ксилографии. Возникла в начале 20 в. Специфические качества: лаконизм художественного языка, контрасты черного и белого, сочный штрих, возможность быстрого исполнения, цветной печати. |
|
1. Натурщик, изображаемый объект. 2. Изделие, с которого снимается форма для воспроизведения в др. материале. 3. Образец, служащий эталоном, стандартом для массового производства (в искусстве дизайна). |
ПЛАСТИЧНОСТЬ |
|
в музейном деле: тексты, помещаемые у входа в зал и содержащие сжатую информацию о принципах экспозиции, произведениях и авторе. |
|
1. Тонкая дощечка, пластинка (деревянная, металлическая, фарфоровая, фаянсовая), на которой смешиваются краски в процессе работы. 2. Подбор цветов, характерный для живописной манеры художника. |
|
качество произведения скульптуры, изобразительного и прикладного искусства: "скульптурность", отчетливость, объемность, выразительность, динамичность формы. |
|
скульптурное изображение на плоскости. Иллюзия пространства и перспективы позволяет создавать сложные многофигурные сцены, а также архитектурные и пейзажные сюжеты. Рельеф может включаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного сооружения, как часть скульптуры, а также существует как самостоятельное произведение искусства. Виды: углубленный (койланоглиф, контррельеф), выпуклый (низкий - барельеф, высокий - горельеф). |
|
один из видов монументального искусства. Изображение, выполненное из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.). Применяется для украшения произведений декоративно-прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Наиболее распространенный вид - инкрустация. |